"Виват, Смоленск, виват! Парад исторических эпох" – было обещано на афише. "Вместе с предками-смолянами будем сражаться и побеждать!.. Совершите уникальное ночное путешествие в башню и на время ощутите себя защитниками Смоленска" – гласила программка. Что же на самом деле увлекательного в музейной ночи-2010?
Ночное действо происходило в двух пространствах: сама башня Громовая и концертная площадка под открытым небом рядом с башней. Открыл ожидаемую нами феерию заслуженный артист России Юрий Афонов, исполнив гимн города Смоленска. Однако парад мало чем удивил. Были представлены самые знаковые вехи нашей истории. Обрядовые запевки в исполнении десногорской этногруппы "Белъсветъ", бой с татарами и героическая гибель Меркурия, строительство крепостной стены и встреча с самим зодчим (символично, что на всё это взирала величавая скульптура мастера, которой, кстати, ровно через год будет 20 лет…). И далее по страницам учебника истории: падение Смоленска в 1611 году и сражение с Сигизмундом, возвращение солдат корпуса Раевского из боя и пленение заплутавшего француза, ну и, конечно же, наступление немцев и их бравое изгнание. К Великой Отечественной войне было больше внимания, что вполне понятно. Не обошлось без отрывка из "Василия Тёркина", "Смуглянки", "Катюши" и других известных песен. Симпатичные девушки-почтальоны раздавали зрителям треугольные письма – "Благодарным потомкам от героев былых времён". Особенно сильно в этот момент прозвучало сообщение от ведущих о победе наших хоккеистов над Германией.
По многолетней традиции парад комментировал голос Николая Коншина (кто-то рядом сказал: "Ого, сам Левитан что ли?" – ещё один отголосок военных лет).
Никакого зрительского соучастия в происходящем не наблюдалось, никакого "вместе сражаться и побеждать", типичная театрализованная композиция. Злые вороги наступали от подножия стены, поэтому нападали неожиданно как для наших воинов, так и для зрителей, которым просто было не видно. Наши воины 1812 года, перебинтованные, но обязательно с гитарой, спускались с литовского вала, что за башней, там же пели песни, видно их было совсем плохо. Между эпохами выступали коллективы в народных костюмах. А зрители одновременно играли в свою обывательскую игру – успей занять сидячее место: стульев было катастрофически мало, и уж лучше бы их не было совсем.
Параллельно в музее организовывали экскурсионные группы. После парада отправились искать сюрпризы там. Небольшая очередь за билетами, благо успели заранее приобрести, поэтому быстро присоединились к одной из групп. Экскурсия ничем не отличалась от той, на которой я была около года назад. Только тогда это была пустая башня, теперь – забитая людьми. Поразил абсолютно тёмный, без освещения купол башни и вид из маленьких бойниц на ночной Смоленск. В остальном без изменений.
Чем темнее становилось на улице, тем прохладнее внутри. Из всех сражений сойтись в рукопашной пришлось только с комарами. Греться пошли в ближайшее кафе, где пили горячий чай с пиццей и делились впечатлениями. Хоть меня и убеждала подруга, что ночью стираются временные границы и ты как будто сливаешься с той или иной эпохой, я чувствовала только одно: "Домой и спать!" А потом прибежала другая подруга, с обидой рассказала, что музей уже закрылся и её, хотя билеты были куплены заранее, не пустили. Было всего около двенадцати ночи, а музейную ночь обещали до двух…